Похоже, что между Белградом и Москвой действительно пробежала черная кошка.
“Ну, сначала СМИ наши и сербские писали, что Вучич не поздравил Владимира Путина с днем рождения 7 октября. Якобы такого никогда не было. А уже 9 октября он принял участие в саммите “Украина — Юго-Восточная Европа” в Хорватии, где подписал декларацию, осуждающую спецоперацию России на Украине”, — говорит политический обозреватель Иван Князь.
Всего эта декларация содержит 18 пунктов.
“Конфликт в Украине назван преступлением против украинского народа, нарушением международного права, включая Устав ООН, и большой угрозой миру, безопасности и стабильности Юго-Восточной Европы, всего европейского континента и мира в целом. Участники саммита подтвердили свою поддержку Украины и ее народа, заверив, что она будет продолжаться столько, сколько потребуется. В документе также говорится о поддержке итогов июньского саммита мира в Швейцарии, приверженности реализации так называемой формулы Зеленского. И Александр Вучич под всем этим поставил подпись. Я думаю, не нужно объяснять, что Сербия определилась, на чьей она стороне”, — говорит эксперт.
Эксперты также напоминают, что в сентябре президент Сербии отказался приезжать на саммит БРИКС, хотя Владимир Путин приглашал его лично.
“Приглашение мы ему отправили. Надеюсь, господин президент этим воспользуется”, — сказал тогда Путин.
Эксперты также напоминают, что этим летом стало известно, что за время спецоперации на Украине Киев получил от Белграда вооружений на 800 миллионов евро.
Комментируя такую новость, сотрудник Владимира Соловьёва Сергей Мардан в прямом эфире перешел к прямым оскорблениям в сторону Сербии: “Сербия после такой новости все еще является братской страной для нас? Вы, как и раньше, считаете, что голова у нас должна болеть о её судьбе? Скажу за себя, никакого интереса Сербия теперь для нас не представляет. Сербия повела себя как последняя конченая шлюха, мне кажется, тут даже спорить не о чем. Им нужны были 800 миллионов евро? Серьёзно? Мы в итоге снаряды у корейцев покупали. А они не могли эти снаряды продать нам? Могли. Отвечаю. Могли. Просто не захотели. Ответ, что не могли, потому что сложности с транзитом, санкции — да кого колебут ваши проблемы, товарищи сербы?”
Сербия всегда считалась союзником Москвы и была нейтральной с точки зрения участия в каких-либо военных альянсах. Однако в начале этого года Белград изъявил желание провести военные учения с НАТО. Потом вскрылась история с поставкой оружия Киеву, а теперь подписание декларации в поддержку Украины.
Аналитики считают, что такие перемены связаны со стремлением Сербии стать членом Евросоюза. Сейчас она — страна-кандидат. В ЕС могли пообещать ускорить этот процесс взамен на сокращение контактов с Россией, предполагают эксперты-международники.