Госдума во втором и третьем чтениях одобрила проект закона о возможности ограничения доступа к информации о деятельности органов власти на территориях, где введено военное положение.
Документ был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в ноябре. Закон “О военном положении” дополняется нормой об ограничении доступа к информации о деятельности органов власти и субъектов, органов военного управления и прочих организаций.
Согласно закону, будет ограничен доступ к информации о деятельности судов, функционирующих на территориях, где введено военное положение. Порядок такого ограничения установит Верховный суд РФ.
Сообщается, что на этих территориях может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов прокуратуры и следственных органов. Порядок таких ограничений будет определяться Генпрокуратурой и Следственным комитетом. Авторы инициативы поясняли, что работа госорганов на территориях, где введен режим военного положения, может быть нарушена из-за терактов, экстремистских проявлений или диверсионной деятельности.
Военное положение в России пока не введено. Однако с 19-го октября 2022-го года оно действует на подконтрольных российским военным территориях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей.
При этом эксперты не исключают, что военное положение введут и по всей территории России: “В любой момент в стране могут просто объявить военное положение. И Путин будет править как военный лидер, верховный командующий России столько, сколько ему нужно, либо столько, сколько ему позволят, пока его там не уберут”.
Источники в Кремле сообщили, что военное командование действительно не раз предлагало президенту ввести военное положение в стране. Это связано с ситуацией на фронте — там большие потери, и поэтому нужна всеобщая мобилизация. Но в Кремле утверждают, что объявлять новую волну не планируют. Там побаиваются волнений в обществе, отмечают эксперты.
Однако недовольство ощущается уже сейчас. Люди практически доведены до точки кипения — и те, кто ждёт новую мобилизацию, чтобы вернуть своих родных с фронта, и те, кто боится ее проведения, считают военные эксперты. А социологи констатируют снижение уровня доверия к президенту. Главная причина — спецоперация.
Жены мобилизованных уже неоднократно просили вернуть своих мужчин с фронта уже как минимум полгода. Они обращаются во все инстанции, но там только разводят руками, мол, нет соответствующих приказов. По словам родственников, сейчас больше всего их пугает, что они больше никогда не увидят своих родных.
“Люди могут служить хоть до конца своих дней. Очень удобно сделали. Так что в целом проблема не слишком ощутима для большинства населения. Но это, конечно, абсолютно несправедливая ситуация”, — говорит родственница мобилизованного.
Что касается военного положения, по своей сути, оно является особым правовым режимом, отмечают юристы. По их словам, военное положение обычно предусматривает существенное ограничение некоторых прав и свобод граждан, в том числе таких основных, как свобода перемещения, свобода собраний, свобода слова, право на судебное рассмотрение дел, право на неприкосновенность имущества и тому подобное. Возможно также ограничение прав и законных интересов юридических лиц. Исчерпывающий список с указанием срока действия этих ограничений указывается в указе президента о введении военного положения.