Обновить основы государственной политики в области ядерного сдерживания предложил Президент на совещании Совета безопасности. И рассказал, при каких условиях отныне ядерное оружие может быть применено.
“Четко фиксируются условия перехода России к применению ядерного оружия. Будем рассматривать такую возможность уже при получении достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения и пересечении ими нашей государственной границы. Имею в виду самолеты стратегической и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотники, гиперзвуковые и другие летательные аппараты”, — заявил В. Путин.
В этом перечне интересно упоминание беспилотников. Как известно, украинские БПЛА уже давно атакуют территорию России. Изменится ли ситуация после корректировки ядерной доктрины? Старший сотрудник института ООН по проблемам разоружения Павел Подвиг убежден, что нет. Ведь президент использовал очень размытую формулировку о массированной атаке, которая дает свободу интерпретации. По мнению Подвига, это было сделано намеренно.
“Там было произнесено массированное нападение. В этом смысле понятно, что здесь неопределенность в этом вопросе. Естественно, она намеренная, и понятно, что здесь этот вопрос специально оставлен открытым. Пока всё остаётся на уровне заявлений, и каких-то реальных шагов в сторону эскалации мы не видим”, — говорит Павел Подвиг.
Новая ядерная риторика Кремля совершенно не напугала Запад, иначе бы последовали ответные угрозы.
“На уровне тех, кто принимает стратегические военные решения, все понятно, и никто всерьез к этому не относится. Никаких серьезных приготовлений России к применению ядерного оружия никто не фиксировал. По большому счету никакой реакции западных лидеров не было. Если бы всерьез воспринимали эти угрозы, должны были последовать ответные угрозы. С учетом того, что Великобритания, Франция, США являются ядерными державами, которые гарантируют для других стран НАТО безопасность, они должны были бы заявить: “Смотрите, россияне нас пугают. Мы готовы нанести удар ответный, пусть даже это будет удар конвенциональным оружием, обычным”. Но они ни о чем таком не заявляют по одной причине — потому что никто не верит в серьезность путинских заявлений”, — считает политолог Иван Преображенский.
Запад не отреагировал на ядерные угрозы Кремля, а вот Украина наоборот. Советник главы офиса Зеленского Подоляк назвал заявления Владимира Путина “репутационным дном”. На самом деле причина таких заявлений — это реакция на проведение недавней генассамблеи ООН, которая в очередной раз прошла без России.
“Когда звучат какие-то заявления в отношении России, которые Владимиру Путину не нравятся, вообще сам факт присутствия Зеленского на генассамблее ООН, это все бесит Кремль. Бесит с точки зрения статусности для Зеленского. Поэтому Путин пытается перетянуть внимание, классическое российское “сменить повестку дня”: “Вот сейчас у вас саммит мира проходит, а я выдвину ультиматум, и вы будете обсуждать мой ультиматум. Вот так по щелчку пальцев я вас заставлю изменить свои темы”, — считает политолог Преображенский.
Таким образом, считает политолог, переживать о начале ядерной войны россиянам все же не стоит. Как впрочем и рассчитывать на то, что атаки беспилотников по территории России прекратятся.