Даже повышение ключевой ставки до 19 % не остановило стремительный рост цен.
Таким образом, за счет более дорогих кредитов для населения и предприятий финансовый регулятор подталкивал людей не тратить деньги, а копить. Потребительский спрос должен был снизиться, а инфляция остановиться. Однако это в теории. На практике же люди не верят в то, что цены стабилизируются, и все равно бегут покупать товары, пока деньги не обесценились окончательно. Официальная инфляция в стране пока только 9 %, однако в магазинах люди отмечают, что цены выросли гораздо больше.
Люди настроены пессимистично — это следует из обзора Центробанка о долгосрочных инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях. В сентябре уровень инфляционных ожиданий в обществе подскочил на 2 пункта и составил почти 12,5 % — это рекордное значение с начала публикации этого показателя. Поэтому в ближайшее время главе Центробанка Эльвире Набиуллиной, скорее всего, потребуется еще больше ужесточить денежно-кредитную политику.
“У Эльвиры Сахипзадовны не остаётся никакого выбора, кроме как снова повышать ставку, и мы это увидим в октябре. В 2025 год входить с увеличенными на 3 триллиона рублей военными расходами — это, конечно, самоубийство, бюджетное самоубийство. Если Центробанк пойдёт на дальнейшее увеличение ставки, значит они считают, что денег на войну взять неоткуда, и что это необеспеченные деньги, что они только разгоняют инфляцию. Вот мы это увидим. И, возможно даже, ставка будет повышена не на 1 %, возможно даже больше. Это конечно очень негативный сигнал для всех”, — считает экономический обозреватель Вячеслав Ширяев.
Чтобы хоть как-то залатать дыру в бюджете из-за растущих военных расходов, государство могло бы занимать деньги у банков, говорит Ширяев. Однако проблема в том, что из-за тех самых высоких инфляционных ожиданий банки дают кредиты только под очень высокие проценты. Ведь не верят, что государственные облигации будут погашены. Таким образом, страна оказалась в замкнутом круге и перспективы на 2025 год ужасающие.
“По сути, единственный источник — это фонд национального благосостояния, в котором осталось четыре с небольшим триллиона. Вот этот фонд национального благосостояния будет полностью исчерпан. И после этого примерно с середины 2025 года начнётся неконтролируемый уже обвал, бюджетный кризис и всё по полной программе. Вот мне кажется, что именно первая половина 2025 года для населения будет ещё последними месяцами такого относительного спокойствия, когда по телевизору всё будет говорить: “В Багдаде всё спокойно”. И люди как бы будут в это верить. Дальше уже не получится”, — говорит экономический эксперт.
На фоне такого кризиса то, что происходило в 90-х, покажется гражданам цветочками, говорит Ширяев. И единственное, что может предотвратить такую экономическую катастрофу — это скорейшее окончание военных действий.