Вслед за Казахстаном, который объявил об отказе вступать в БРИКС, и Арменией, заморозившей участие в военном блоке ОДКБ, от экономического союза с Россией отказался Узбекистан.
Об этом сообщил спикер Законодательной палаты парламента республики Акмаль Саидов: “Ташкент не планирует вступать в Евразийский экономический союз. Комиссия нашего парламента изучила около тысячи основополагающих документов союза и не нашла в них выгоды для Узбекистана”.
И это при том, что уговаривать узбекских чиновников вступить в ЕАЭС в Ташкент в августе лично ездил премьер Мишустин. По итогам встречи с главой правительства Узбекистана Абдуллой Ариповым он обещал республике “преимущества для бизнеса”, “новые рынки сбыта” и “справедливую конкуренцию”.
“Звучит все красиво и заманчиво, но планы Кремля расширить зону влияния на так называемом постсоветском пространстве продолжают сталкиваться с сопротивлением государств Центральной Азии. Более того, Казахстан и Узбекистан имеют амбиции создать альтернативу ОДКБ. Уже начались практические шаги — в июле прошли учения в Каспийском море с участием пяти стран региона, но без России, Китая и Ирана. Параллельно идут консультации секретарей советов безопасности республик для выработки конкретной архитектуры альянса”, — рассказывает политолог Иван Козин.
Эксперты говорят, что у саммита Брикс было в этом году сразу несколько приоритетных задач:
Но все три задачи по факту провалились.
“Стороны лишь анонсировали увеличение взаимного кредитования в национальных валютах, что и так происходит. Создание новой цифровой валюты, которое могло бы подстраховать рубль, осталось мечтами. Про поддержку СВО — тоже не сложилось, по сути, все высказались, что с конфликтом пора заканчивать и всё. Новых членов в БРИКС тоже не появилось”, — говорит политолог Козин.
Еще в январе в прессе объявили, что Саудовская Аравия вошла в состав БРИКС с начала 2024 года, но спустя две недели министр торговли королевства опроверг эти заявления. Накануне помощник президента Юрий Ушаков признал, что Саудовская Аравия так и не стала полноценным членом блока, категорически отклонив предложение. Надежды на то, что Турция подпишет соответствующий документ, тоже не реализовались. Эрдоган покинул саммит БРИКС досрочно, по официальной причине, из-за теракта в Анкаре.
Единственный положительный итог саммита — это +13 государств, которые получили статус страны-партнера организации. Ими стали Турция, Казахстан, Узбекистан, Алжир, Беларусь, Боливия, Куба, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Вьетнам. Эксперты говорят, что власти явно рассчитывали на большее.