Угледар — когда-то процветающий шахтерский городок в Донбассе. До СВО там проживало около 15 тысяч человек. Бои за город шли без малого полтора года. Сейчас Угледар — это груда развалин.
Видео со спутников показывает разрушенные дома и сожженные дотла земли. Чтобы взять город под свой контроль, командование армии отправило под Угледар лучшие резервы.
“Согласно подсчетам британской разведки, потери российских войск в сентябре, когда шли самые ожесточенные бои за Угледар, составляли в среднем 1271 человек в сутки”, — пишут СМИ.
Этой осенью ВСУ покинули город и ушли на более выгодные позиции. Город, а точнее то, что от него осталось, перешел под контроль армии России. Однако даже z-военкоры это событие восприняли неоднозначно. Все дело в больших потерях. Угледар достался ценой тысяч жизней и стал настоящей “мясорубкой”. В лобовых атаках пало не одно подразделение.
Армия России осуществила, по меньшей мере, две попытки захватить Угледар — осенью 2022-го года и зимой 2023-го. Обе привели к большим потерям в личном составе и военной технике. Особенно пострадала элитная 155-я бригада морской пехоты Тихоокеанского флота.
“155-я бригада морпехов была одним из самых боеспособных соединений России на начало вторжения. Но под Угледаром она фактически перестала существовать как единое целое”, — говорит военный эксперт Михаил Самусь.
Из первоначальных 3000 бойцов к концу 2022 года в живых осталось лишь около 600. Бригада несколько раз доукомплектовывалась, но каждый новый призыв практически полностью уничтожался, признают военкоры.
Военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков и Z-блогер Анастасия Кашеварова писали, что морпехи жаловались губернатору Приморья Олегу Кожемяко на значительные и “бесполезные” потери: “Морпехи жаловались на бесполезные, чудовищные потери. Только под Павловкой за 4 дня они оценивали убитыми и ранеными около 300 человек”.
К февралю 2023-го бригада была настолько обескровлена, что ее пришлось отвести. Но в августе 2024-го, когда ВСУ перешли в наступление в Курской области, морпехов снова перевели под Угледар.
“К тому моменту 155-я бригада уже невосполнимо исчерпала свой ресурс. Бросать ее обратно на фронт было крайне безрассудно”, — говорит Михаил Самусь.
Почти 2,5 тысячи элитных морпехов — вот бесценная плата за руины в Донбассе, говорят эксперты. По их словам, неясно, смогут ли войска добиться быстрого продвижения за пределы этого города в ближайшем будущем. Продвижение по открытой местности в сезон дождей и слякоти будет сложным. Дороги и поля станут практически непригодными для механизированных атак.