В армии новый скандал из-за дедовщины. Четыре года колонии за неуставные отношения дали подполковнику из Лиды. Он отвечал за физподготовку призывников и параллельно заставлял их работать у себя на даче.
“Согласно материалам дела, обвиняемый, проходя службу в войсковой части в должности начальника физической подготовки и спорта, в нарушение устава внутренней службы Вооружённых сил Республики Беларусь, действуя с единым умыслом, вопреки интересам службы, из корыстной и иной личной заинтересованности, совершил действие, явно выходящее за пределы властных полномочий, предоставленных ему по службе”, — сообщила старший помощник прокурора Лидского района Алеся Лешевич.
Однако только отработками дело не ограничилось. Подполковник не только заставлял подчиненных обслуживать свое хозяйство, но и систематически жестоко избивал солдат.
“В период с 7 июня 2021 года по 9 октября 2023 года, находясь по месту службы и в других местах, путём дачи обязательных к выполнению незаконных приказаний на систематической основе привлекал и принуждал откомандированных в его распоряжение военнослужащих срочной службы к выполнению ремонтно-строительных и уборочных работ на территории принадлежащего ему дачного земельного участка, а также к выполнению работ по подготовке к покраске его личного автомобиля”, — говорит А. Лешевич.
Увы, это один из сотен, если не тысяч случаев, о которых становится известно, отмечает военный эксперт Александр Хороленко. Дедовщина в армии присутствует практически везде, но об этом чаще всего молчат.
“Дедовщина, которая все еще имеет место во многих подразделениях, собственно и доводит молодых людей до такого. Неуставные отношения создают атмосферу страха и унижения, что может привести к чувству безысходности. Ну и организационные недостатки в армии Беларуси могут усугублять проблему. Я уже молчу, что в армии нет никаких психологов либо же капелланов”, — говорит Хороленко.
Иногда неуставные отношения в армии приводят к суицидам, особенно среди срочников. Помогать юношам, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах на службе, никто не спешит.
“Суициды в армии Беларуси — явление, к сожалению, распространенное. Во-первых, сама служба в армии связана с серьезными психологическими нагрузками. А в белорусской так тем более. Молодые люди, только что пришедшие из гражданской жизни, сталкиваются с жесткой дисциплиной, изоляцией от привычного окружения и высоким уровнем стресса. Особенно уязвимы те, кто не обладает достаточной психологической устойчивостью или не имеет поддержки со стороны семьи и друзей. Ну и фактор СВО нельзя исключать. Каждый срочник понимает, что он может в любой момент стать участником самой настоящей войны, на которой самое ужасное — это даже не погибнуть, а остаться калекой без рук и без ног”, — говорит психолог Василий Ложкин.
Напомним, этим летом стало известно, что белорусский пограничник покончил с собой на заставе “Дивин”. Тело военнослужащего с признаками суицида обнаружили 10 августа.