На белорусской железной дороге сложилась острая нехватка кадров, что сильно сказывается на качестве работы организации.
Сотрудники признаются, что вынуждены работать сверхурочно. Более того, предлагается брать в машинисты женщин. Раньше этого делать было нельзя.
Сообщество железнодорожников Беларуси заявляет, что железная дорога испытывает кадровый голод, особенно в службах перевозок и обеспечения безопасности движения. Там отмечают, что к такому положению привела политика оптимизации, направленная на улучшение финансового положения в условиях сокращения перевозок. Есть и другие причины острой нехватки кадров на белорусской железной дороге, говорит представитель “Рабочага Руху” Александр Соколов.
Согласно внутренним документам, на железной дороге растет число случаев срыва графика грузовых поездов из-за неукомплектованности локомотивных бригад. На начало июля в локомотивном хозяйстве штат по профессии машинистов локомотива был укомплектован на 90,5 %, а по помощникам машиниста — на 82,5 %.
“При этом, чтобы выполнить нынешний объем работы, нужно даже больше дополнительных работников, чем открыто вакансий — 724. А на них просто некому откликнуться”, — говорит экономист Александра Осмоловская.
Недостаток кадров БелЖД пытается компенсировать дополнительными изменениями. За первое полугодие объем сверхурочной работы локомотивных бригад увеличился на треть.
Для решения ситуации с нехваткой кадров руководство Белорусской железной дороги предлагает сократить сроки подготовки или переподготовки по профессиям слесаря по ремонту подвижного состава, машиниста и его помощника, сократить необходимый стаж для перевода на другую работу и расширить масштабы обслуживания поездов машинистами без помощников.
“Кроме того, предлагают привлечь женщин к работе в локомотивных депо в качестве помощников машинистов и машинистов”, — говорит представитель “Рабочага Руху” Александр Соколов.
Кроме нехватки кадров, Белорусская железная дорога несет серьезные убытки. 2022-й стал первым годом, который БелЖД закончила с убытком около 130 миллионов рублей. В прошлом году эту сумму удалось немного уменьшить, но она все равно остается приличной — около 95 миллионов рублей. Расходы БелЖД начали стремительно расти после того, как из-за закрытия портов в странах Балтии белорусские железнодорожники переориентировались на альтернативные маршруты в России. В то же время растут убытки и от пассажирских перевозок.
Теперь головной болью для БелЖД стал не только вывоз отечественной продукции на экспорт, но и будущее контейнерных перевозок по маршруту “Европа – Китай” через Беларусь, считают эксперты. По их словам, последствия санкций для Белорусской железной дороги могут быть непредсказуемыми.