Белорусские пенсионеры работают даже на пенсии.
Эту неутешительную статистику сообщила заместитель министра труда и соцзащиты Марина Артеменко. По ее словам, это государство вполне устраивает.
“Каждый пятый пенсионер продолжает работать. Это 445 тыс. человек или 21,5 % от общего количества пенсионеров. Для рынка труда очень ценен этот ресурс. Государство пытается заставить пенсионеров работать”, — говорит М. Артеменко.
Действительно, в условиях, когда молодые специалисты массово выезжают за рубеж, единственный выход для чиновников хоть как-то удержать экономику — это привлечь к работе тех, кто уже на заслуженном отдыхе. Сделать это не так сложно, ведь пенсии пожилым людям не хватает, а жить на что-то надо. Порой размер пособия для беларусов, которые всю жизнь трудились на благо родины, не то, что маленький, а просто унизительный.
“Гродненскому историку, профессору, доктору наук Кравцевичу назначили пенсию в эквиваленте 70 долларов в месяц. Друзья, это всё что нужно знать о белорусской науке, о поощрении мозгов, об уважении интеллектуального труда и о том, как может профессор, доктор наук, который учил студентов, аспирантов, воспитывал научные кадры, прожить на 70 долларов. Это все, что нужно знать про пенсионную систему”, — рассказывает экономист Ярослав Романчук.
Белорусские пенсионеры вынуждены экономить на продуктах и лекарствах. Государство постоянно обещает повысить пенсии и даже повышает. Однако схема начисления и индексации работает так, что по факту выплаты растут у единиц — родственников топ-чиновников или у бывших госслужащих. Недавно пенсионерам предложили откладывать часть пенсии на накопительный счет. Однако мало кто согласился на эту схему, ведь она, по сути, грабительская.
“Белорусское государство год назад предложило пенсионерам форму накопительной пенсии, мол, вы вносите 3 % от своей зарплаты и я, государство, доплачиваю еще 3 %, мы это складываем в кубышку, а потом у вас будет повышенная пенсия. Но если взять свои собственные деньги, даже вот эти 3 %, купить за них доллар и положить куда-нибудь в кубышку, то всё равно будет выгоднее. И если посчитать, именно так и получается, за последние годы доллар вырос уже более чем на 20 %”, — рассказывает экономист Александр Кнырович.
Нынешние условия жизни не позволяют беларусам обеспечить хоть частично здоровую старость. Как работать, когда есть целый букет хронических заболеваний, а бесплатной медицины по факту нет?
В Минтруда признают, что такая проблема существует: “Действительно, за последние 10 лет отмечают рост деменции фактически в два раза, и сегодня лица с официальным диагнозом составляют почти 20.000 человек”.
Напомним, в 2021 году в Беларуси перестали размещать в открытых источниках информацию о количестве пенсионеров. Этого не делают ни Белстат, ни Минтруда. Также Белстат не размещает данные о средней продолжительности жизни, как и о средних размерах пенсий. Однако если посчитать по цифрам, которые были накануне озвучены Минтруда, то получается, что в стране живет 2,5 миллиона пенсионеров. Это практически каждый третий.