Санкции ударили больнее, чем кажется. На Минском заводе гражданской авиации рассказали как и что импортозамещают для самолетов
10 июня 2025 г.

Минский завод гражданской авиации уже покрасил 17 воздушных судов, включая новый Airbus «Белавиа». Заказчиком предприятия также стал «Аэрофлот».
«Завод загружен полностью в части покраски самолетов. Мы сегодня можем констатировать факт, что в евразийском пространстве у нас появился самый крупный заказчик на обслуживание самолетов, на покраску самолетов. Это «Аэрофлот». Мы видим, что покраска идет, как горячие пирожки. Мы не успеваем уже, уже задерживаем. Если цифры покажут, что это действительно востребовано, то, соответственно, будем думать, как построить еще один корпус. На сегодняшний день покрасили уже 17 самолетов различных, кроме авиакомпании «Белавиа», еще 15 самолетов российских и других зарубежных компаний.» — сообщил гендиректор завода Владимир Пекарский.
Стоит отметить, что покраской самолетов Минский завод гражданской авиации начал заниматься только в прошлом году. Ранее он специализировался на ремонте и обслуживании самолетов.
Однако после поддержки Минском российской СВО на Украине и введения санкций на заводе многое изменилось. Предприятие лишилось возможности закупать многие комплектующие, особенно те, которые ранее поставлялись через международные цепочки, например, из Украины, как в случае с запчастями от завода «Мотор Сич». В итоге, если раньше завод брал крупные заказы и получал за это большие деньги, то после введения санкций на МЗГА могут только красить российские борты.
«Санкции буквально подрезали крылья предприятию. Раньше завод был ключевым игроком в регионе по ремонту и обслуживанию самолетов. Это приносило серьёзные доходы, обеспечивало рабочие места и поддерживало репутацию. Теперь же, из-за отсутствия доступа к западным и даже украинским комплектующим, завод фактически потерял возможность выполнять сложные ремонты. Переключение на покраску самолетов — это не прогресс, а вынужденный шаг назад. Это низкотехнологичная работа, которая приносит мизерные доходы по сравнению с капитальным ремонтом или производством комплектующих.» — отмечает эксперт по авиации Геннадий Ляховский.
Вообще белорусская авиация переживает сейчас не лучшие времена. Количество самолетов уменьшилось, а ремонтировать оставшиеся — фактически некому.
«За последние три года белорусская авиационная отрасль пережила серьёзный спад из-за санкций. «Белавиа» потеряла половину флота из-за разрыва лизинговых контрактов с западными компаниями, а доступ к запчастям и обслуживанию самолётов западного производства стал практически невозможен. Импортозамещение с Россией не компенсирует утрат, так как проекты вроде производства LMS-192 или комплектующих для МС-21 пока далеки от реализации. Авиаотрасль Беларуси деградировала до уровня локального.» — говорит Ляховский.
Напомню, недавно на рейсе «Белавиа» Минск–Шарджа произошло ЧП: треснул внешний слой лобового стекла со стороны второго пилота из-за короткого замыкания в терминале нагревательных элементов. Самолёт, с 158 пассажирами на борту, вернулся в Минск через 6 часов 20 минут после вылета.