Не жизнь, а выживание. Социологи выяснили, сколько беларусов стали экономить на еде

20 февраля 2025 г.

Об ощутимом снижении своих доходов заявили 25% респондентов, принявших участие в ежеквартальном опросе социологов. Более половины опрошенных назвали причиной падения доходов рост цен, каждый пятый — уменьшение заказов или клиентов.

На уменьшение доходов 19% респондентов повлияло изменение курса рубля к иностранным валютам. О сокращении зарплат сообщили 15%, отменили премию и повышение зарплат у 13% и 12% соответственно. При этом 43% этой категории респондентов отметили, что справляются с падением доходов за счет экономии на досуге, 33% — сократили расходы на еду, 27% — тратят сбережения, 26% — реже стали покупать новую одежду, выбирая эконом-вариант, 25% — просрочили платежи, а 15% — отложили крупные покупки. Беларусы признаются, что жить стало очень тяжело и заработанных денег катастрофически не хватает.

Зарплаты в соседней Польше традиционно выше, чем в Беларуси. При этом стоимость продуктов, одежды, бытовой техники не намного выше, чем в Беларуси, а иногда у соседей даже дешевле. Эксперты констатируют продолжающийся отток трудоспособного населения в соседние страны. И если молодежь может себе позволить работать за рубежом, пенсионеры вынуждены сводить концы с концами дома. Они признаются, что это едва получается.

«Если судить по официальным данным Белстата, в прошлом году малообеспеченных белорусов стало меньше. В феврале и в мае ведомство отчитывалось, что за чертой бедности живет только около четырех процентов населения, а в ноябре, когда были опубликованы данные за третий квартал, этот показатель сократился до трех с половиной процентов. В реальности всё гораздо хуже, говорят эксперты. Они отмечают, что по методологии Всемирного банка, общая доля жителей Беларуси, живущих за чертой бедности, составляет около 26% или почти два с половиной миллиона человек. А это уже не условный Витебск, а весь Минск, да еще с Бобруйском и Борисовом в придачу.» — сообщают пенсионеры.

По критерию Всемирного банка, бедным считается примерно каждый четвертый житель Беларуси. За реальной чертой бедности  —  каждый шестой минчанин и каждый третий житель Могилевской и Гомельской областей. А для того показателя, который называет уровнем малообеспеченности Белстат, лучше подошел бы термин «порог крайней бедности».