Александр Лукашенко, посещая Москву, пообщался с китайскими журналистами и поблагодарил Пекин за оказанную помощь.
”
«Мы очень благодарны вам за экономику. Вы очень много передали нам технологий, которыми мы не обладали, финансовую поддержку. Мы стараемся реагировать соответствующим образом и не подвести наших китайских друзей.» — говорит Лукашенко.
При этом общаясь с китайцами, Александр Лукашенко выразил надежду на дальнейшее сотрудничество и то, что Беларусь станет для Пекина окном в Европу.
”
«Если и дальше мы будем строить наши отношения, как на сегодняшний день, у нас хорошие перспективы. Вы сегодня поняли, что мы вам очень нужны. В связи с тем, что обострение по всем флангам и единственное окно в Европу и дальше может быть для КНР здесь, в европейской части, — это Беларусь. Словом, мы готовы строить нашу политику в направлении быть вместе.» — дополняет Президент.
Действительно, сотрудничество с Китаем за последние три года выросло, хотя и не достигло желаемых объемов. Минск хотел бы больше ориентироваться на Пекин, потому что Москва в экономическом плане оказалась не самым надежным союзником.
”
«Лукашенко делает ставку на сотрудничество с Китаем, потому что Россия слишком часто подводила Беларусь в экономике. Москва использовала нефть, газ и торговлю как инструменты давления, что подорвало доверие. Например, налоговый маневр лишил Минск $10–12 млрд, «молочная война» стоила $1 млрд экспорта, а газовые споры в годах увеличивали расходы на $1,5 млрд ежегодно. Китай же предлагает кредиты, инвестиции и технологии без политических условий. Пекин не вмешивается во внутренние дела и помогает диверсифицировать экономику, что особенно важно на фоне ненадежности Москвы.» — считает экономист Андрей Белкин.
Однако правда и в том, что стать “окном в Европу” для Китая Беларусь не сможет, добавляет Белкин. И причина тому — санкции.
”
«Лукашенко надеется позиционировать Беларусь как окно для Китая в Европу, но санкции Запада делают эту роль практически невыполнимой. ЕС и США ввели жесткие ограничения против белорусских предприятий, банков и экспорта, что блокирует транзит китайских товаров через Беларусь в Европу. Например, запрет на транзит через Литву закрыл ключевой маршрут для грузов. Китай, несмотря на инвестиции в ‘Великий камень’ и инфраструктуру, видит, что белорусская логистика ненадежна из-за политической изоляции. Вместо окна в Европу Беларусь для Пекина остается лишь локальным партнером с ограниченным потенциалом.» — рассказывает Белкин.
Добавлю, по итогам года экономика Беларуси столкнулась с рядом негативных тенденций. Рост ВВП был ниже прогноза правительства. Экспорт товаров за первый квартал года упал на 5%, тогда как импорт вырос на 3%.
А это, в свою очередь, увеличило дефицит внешнеторгового баланса. Санкции Запада сократили экспорт калия на 60% и ограничили доступ к европейским рынкам, нанеся ущерб в $12 млрд из-за потери транзита через Литву.