Уходит по частям: кому хотят продать Мозырский спиртоводочный завод?

10 января 2025 г.


Множество лотов с оборудованием Мозырского спиртоводочного завода появилось на электронной торговой площадке.

Среди предложений — установки, ёмкости и другие элементы производства, а самые крупные лоты — это здания в Мозырском районе рядом с Мозырским НПЗ. Среди них административно-бытовое здание и инженерный корпус. Общая стоимость комплекса составляет более миллиона рублей, что эквивалентно свыше 300 тысяч долларов. Судя по фотографиям, эти здания ещё недавно активно использовались.

Общая площадь выставленных на продажу построек превышает 4 тысячи квадратных метров. Покупателю предлагается использовать их для строительства и обслуживания. Общая стоимость имущества оценивается в несколько миллионов рублей. Завод также выставил на продажу цеха, трубопроводы, цистерны, стеклотару, очистительные сооружения и даже пожарную часть. В описании лотов указано, что предприятие сейчас находится в статусе банкрота.

Банкротство Мозырского спиртоводочного завода — лишь малая часть череды банкротств по стране. Предприятия не выдерживают долговой нагрузки и ликвидируются.

«На самом деле в списке на банкротство сегодня в Беларуси почти 2050 предприятий. Есть и большие предприятия, такие как «Брестские ковры», сукно, льняные предприятия, строительные предприятия. Банкротство — это неудача коммерческого проекта», — говорит экономист Ярослав Романчук.

При этом сайт Мозырского спиртоводочного завода продолжает работать и предлагает продукцию — от крепкого алкоголя до антисептиков. Однако, судя по масштабной распродаже, инфраструктура предприятия практически разрушена, а для производства остались только небольшие помещения.

Многие из предприятий в стране работают еще с советских времен и были рассчитаны на плановую экономику. После распада СССР государству удавалось держать эти предприятия на плаву. Однако после 2022-го года они начали закрываться.

«Представьте, что в каком-нибудь 2000 году или, тем более, в 1982 году в Советском Союзе построили, например, Брестский ковровый завод, какое-нибудь витебское предприятие или мясокомбинат. Логика построения была нерыночной: просто выделялись деньги, предприятие снабжалось сырьём. И вот прошло 40 лет. Руководители уехали, фондов нет, оборудование износилось, и предприятие, собственно, оказалось в состоянии банкротства», — говорит Ярослав Романчук.

Белорусская продукция могла составить конкуренцию на западных рынках за счет лояльной цены. Однако после введения санкций за поддержку российской СВО, товары и сырье Минску продавать стало попросту некуда.

«Россия неохотно покупает белорусский товар, предпочитая китайский и казахский», — говорит экономист Олег Пендзин.

Тем временем белорусские производители набирают кредитов, попадают в долговую яму, а затем в банкротство.

Что касается Мозырского спиртоводочного завода, то ранее «Гомельская правда» сообщала о его попытках выйти из кризиса. А для погашения долгов имущество планировали передать Гомельскому ликёро-водочному заводу «Радамир». Новый владелец обязался поддерживать уровень занятости, согласованный с местными властями.

Текущая распродажа имущества показывает, что от прежних производственных мощностей завода осталось немного. Формально деятельность предприятия сохраняется, но это делается в основном ради выполнения требований о сохранении рабочих мест.