Россия тянет Беларусь на дно: как в Судане оказалась белорусская станция РЭБ?

1 февраля 2025 г.


Белорусскую станцию радиоэлектронной борьбы с БПЛА «Гроза-C» нашли в Судане.

Её использовали повстанцы из группировки «Силы быстрого реагирования». Это вооруженные боевики, которых поддерживал ныне покойный глава ЧВК «Вагнер» Пригожин.

«RSF — военизированная организация, созданная в 2013 году на базе провоенного ополчения. До 2023 года она подчинялась правительству Судана, но в апреле 2023-го вступила в конфликт с государственными вооруженными силами. СМИ писали, что группу поддерживает оружием ЧВК «Вагнер», хотя бывший её владелец Евгений Пригожин заявлял, что ЧВК не участвует в конфликте в Судане. Вооруженные силы Судана обнаружили станцию, когда захватили крупную базу RSF к северу от Хартума», — рассказывает военный эксперт Алексей Дроздович.

Фото и видео уничтоженной станции РЭБ, которую идентифицировали как белорусскую «Грозу-C», появились 27 января в соцсетях. Сообщается, что в неё попал дрон во время боёв недалеко от НПЗ «Аль-Джили». Сама установка действительно сделана в Беларуси.

«Гроза-С» позиционируется как эффективная станция радиоэлектронной борьбы. Официально заявленный радиус радиоподавления составляет около 40 км, однако в реальных условиях (сложный рельеф, активные помехи) этот показатель может снижаться в разы. Для сравнения, современные комплексы РЭБ ведущих мировых производителей работают на значительно больших дистанциях. Эффективность работы «Грозы-С» сильно зависит от условий эксплуатации. Комплекс разработан на базе технологий 2010-х годов, тогда как современные дроны используют более защищенные каналы связи, включая системы с динамическим переключением частот и криптографической защитой.

Это уже не первый раз, когда белорусское оружие оказывается в горячих точках за последние годы. Минск поставлял вооружение на СВО, войну в Карабахе, и теперь, как оказалось, и в Африку.

«После мятежа Пригожина в 2023 году часть бойцов ЧВК «Вагнер» переместилась в Беларусь, а сам Пригожин вел переговоры с Минском о поставках оружия. Учитывая тесные связи между «Вагнером» и вооружёнными формированиями в Африке, вероятно, что некоторые белорусские системы оказались в распоряжении боевиков благодаря этим контактам. Минск пытается проводить многовекторную политику, но факт распространения белорусского вооружения по конфликтным зонам делает страну более уязвимой. Это может привести к международным санкциям, усилению контроля за белорусским военно-промышленным комплексом и ухудшению отношений с партнёрами, которые не заинтересованы в эскалации конфликтов», — рассказывает Алексей Дроздович.

Добавим, что во второй половине этого года на территории Беларуси запланировано сразу 4 серии военных учений вместе с Россией.